[html]<article id="clothes" style="text-align: center;font-size: 18px;font-family: KUDRYASHEVHE;">ТКАНИ И ОДЕЖДА</article>[/html]
Общеизвестно, что ткани производят везде: и в крупных городах и в мелких поселениях, поскольку позволить покупку готовой одежды могут исключительно зажиточные люди. Население невысокого социального класса научилось самостоятельно ткать и прясть для производства повседневных нарядов, однако качество их материала зачастую невысокое и грубое.
Шерсть
Самая распространенная ткань, получаемая из шкур овец, собак, коз, коров и фьелгитов, которая используется в основе всей зимней одежды и даже для прохладного лета. В зависимости от способа изготовления ее могут сделать очень плотной и теплой или наоборот легкой и невесомой. Качество шерстяной пряжи различно, потому имеет разную стоимость и находит отражение как в крестьянской одежде, так и в нарядах аристократии.
Сукно является самым дорогим материалом, производимым из мягкой овечьей шерсти редкой породы. Технология изготовления весьма сложна и трудоемка, по этой причине данная ткань имеет высокую стоимость, а позволить ее себе могут только богатые. Одежда из сукна практичная и теплая, по этой причине данный материал часто идет на одежду для путешествий.
Лен
Производится из соответствующего растения и имеет такое же широкое распространение и доступность как шерсть. Данный материал очень легкий, износостойкий, долговечный и практически не загрязняющийся, крайне приятен в жару. Лен не используется в отделке верхней одежды и редко подлежит окрашиванию, поскольку его волокна плохо удерживают пигмент.
Различают:
Дерюга — обладает высочайшей износостойкостью, однако очень груба. Применяется для хозяйственных нужд (подстилки, мешки).
Лен — стандартная ткань среднего качества.
Полотно — дорогой лен высочайшего качества, нижнюю одежду из которого могут позволить себе лишь аристократы.
Крапива
Одежда из волокон крапивы не столь популярна, но она имеет место в тех районах, где не произрастает лен или его очень сложно добыть. Как правило, это самые северные районы континента. Благодаря ранозаживляющим, противовоспалительным и успокаивающим свойствам крапивная ткань хорошо себя проявила в знахарской стезе. Зачастую лекари используют тесьму из крапивы, когда необходимо нанести мазь или наложить бинт для остановки крови.
Хлопок
В Гриане хлопчатобумажное полотно является более распространенным материалом для производства нижнего слоя одежды, однако в остальных государствах он не получил такого широкого применения. Наиболее часто хлопок участвует в изготовлении фетилей для высококачественных свечей и постельного белья, а также как набивка для подушек и одеял.
Кисея — чрезвычайно тонкая, прозрачная и легкая хлопчатобумажная ткань, нежная на ощупь; используется для пошива одежды и предметов декора.
Шелк
Стоит сразу подчеркнуть, что данный вид ткани — самый дорогой на рынке, который может приобрести исключительно богатое лицо или представитель высшего духовенства. Даже отдельная знать порой вынуждена довольствоваться шерстью и льном, поскольку не может себе позволить приобрести столь ценный вид ткани.
Различают:
Сатин или атлас — имеет привлекательный внешний вид с переливами, мягок и очень приятен коже. Данная ткань наиболее часто встречается в отделке верхней одежды среднего класса.
Дамаск — шелковое полотно, украшенное яркими орнаментами, имеет приятные тактильные ощущения и гладкую структуру.
Бархат — крайне дорогая шелковая ткань с густым и мягким ворсом. Выглядит очень эстетично, поэтому используется в пошиве лучших нарядов.
Парча — имеет наивысшую цену в категории. Это тяжелая гладкая ткань с узором, выполненным металлическими нитями золота, серебра или других сплавов. Присутствует только в гардеробе духовенства и высшей знати.
Мех
Является не только отличной защитой от мороза и стужи, но и показателем статуса, потому как его стоимость достаточно высока. Используется в пошиве верхней одежды, подкладки и в качестве оторочки на манжетах, вороте, проймах и т.д. Самым ценным безусловно считается мех горностая, затем — мех съекуля, куницы, соболя, лисы и бобра и только потом беличий и заячий мех.
Состоятельные жители севера зачастую облачаются в шкуры волков, медведей, мамонтов и тансебов. Устилают ими полы как коврами и стены, чтобы не дать теплу быстро уйти из промерзающего замка.
Особыми свойствами наделены совершенно редкие шкуры вулмара и рилборна. Считается, что их мех не пропускает даже самого лютого холода, и они имеют чудесную особенность: спасти существо от обморожения и дальнейшей потери конечности.
Окрашивание ткани
Используемые для окрашивания тканей красители имеют разный источник выработки и стоимость: одни пигменты могут приобрести исключительно состоятельные лица, другие — доступны массам. Главная опасность для выкрашенных тканей заключается в слабой устойчивости к солнцу, иначе говоря они быстро выцветают. Поэтому особо дорогую одежду принято хранить в сундуках или шкафах, куда не попадает естественный свет.
Самый доступный пигмент получают из красных и синих цветков растений и ягод, а также красных листьев (васильки, черника и т.д.). Такое окрашивание очень нестойкое, но позволяет получить оттенки от ярко-малинового до сине-голубого.
Кора крушины и цветки резеды также широко распространены. Дают желтый, золотистый и зеленовато-оливковый сочные цвета с хорошей стойкостью. Окрашиванию подлежат только шерсть и шелк. Стоимость низкая, доступна всем.
Из марены красильной делают красный, кирпичный, охряной, малиновый и оранжевый цвета. На льне они получаются приглушенного тона, но на других тканях играют ярко. Стойкость средняя. Используется зажиточным и средним классом.
Из кермеса получают ярко-красный, алый, малиновый, розовый цвета насыщенных оттенков. Пигмент имеет высочайшую стойкость, как и стоимость. Используется знатью.
Из вайды вырабатывают средней стойкости синий и голубой пигмент, при смешении с мареной дает фиолетовый цвет, а с желтыми красителями — зеленый. При нескольких окрашиваниях можно добиться яркого богатого оттенка. Достаточно дорог, поэтому используется зажиточными лицами.
Из тел моллюсков-иглянок добывают самый дорогой пигмент — пурпурный. Для окрашивания 1 кг шерсти требуется 10 000 моллюсков, поэтому несложно предположить, что оплатить стоимость добычи и производства способны только королевские семьи.
Одежда риддемирских людей и дворфов
⠀
Занимательно, что законы регулируют не только социальную, политическую, экономическую сферы, но и диктуют, каким образом должны одеваться разные сословия. Так одежда простолюдинов не должна иметь ярких красок и богатых акцентов, их превалирующими цветами являются белый, молочный, серый и коричневый. Знать и духовенство наоборот обязаны показывать свою состоятельность, представая в обществе в выкрашенных нарядах, позволяющих им выделяться из толпы. Церковники наряжаются в белые рясы с богатой желтой и золотой отделкой, а дворяне имеют широкий выбор среди других цветов. Маги, как правило, носят черные одеяния с красной подкладкой. И только королевская семья имеет право облачаться в фиолетовые оттенки, считающиеся символом власти, впрочем, столь дорогую краску едва ли кто-то еще способен себе позволить.
Структура наряда среди бедных и богатых сословий отличается не сильно. Первым слоем всегда надевается некрашеная рубаха с длинными рукавами — камиза, достающая до колен у мужчин и до пят у женщин. Шьют ее изо льна, шелка или крепа в зависимости от достатка человека. Самые нарядные рубашки украшаются вышивкой на манжетах и вороте. Служит она не только в дневное время, но и в ночное, выполняя роль рубашки для сна; правда знатные женщины вместо нее на ночь надевают пеньюар из тончайшего белого полотна.
На ноги мужчины надевают короткие штаны из тонкого льняного полотна брэ, обычно они прямого кроя, но могут быть и присборенными. Поверх брэ идут шоссы, подвязываемые к поясу, удерживающему брэ. Шерстяные или шелковые шоссы мягки и плотно прилегают к ноге, что при длительной верховой езде здорово помогает дольше не натирать кожу. У рыцарей такая одежда имеет аналог и называется панцершоссы, которые надеваются под латы и, благодаря тому что имеют больше слоев ткани, позволяют получать меньше травм.
Поверх нижней рубахи, закрывающей брэ, идет блио — длинная туника или платье из плотной ткани с широкими рукавами или вовсе без них, имеющие спереди, сзади или с боков разрезы. В холодное время года под блио простолюдины надевают длинный утепленный жилет, а дворяне вместо него пелиссон, подчеркивающий их статус. Пелиссон — это плотная длинная (чуть ниже колен) безрукавка с подкладкой из шерсти или дорогого меха (соболя, белки, горностая, лисы), которым также подбивают проймы и ворот.
Вместо блио знатные женщины порой надевают платья со шлейфом более изысканного кроя, с гофрированными элементами, кожаными ремешками, складками, ярким лифом, шнуровкой, лентами и другими украшающими элементами. А блио знатных мужчин может быть сшито из лоскутов разных цветов, повторяющих цвет их фамильного герба.
Блио и платья обязательно подвязывают поясом и навешивают на него ножны и кошельки. В качестве верхней одежды используют кусок ткани — плащ, застегиваемый на плече фибулой или булавкой или подвязываемый шнурами. В дорогих вариантах он украшается вышивкой, бахромой или оторачивается мехом. В путешествиях порой обычному плащу предпочитают пенулу (плащ с капюшоном) или шаперон (головной убор, в том числе покрывающий плечи).
В повседневной жизни на ногах носят тканевые или кожаные туфли, на которые потом надевают уличные остроносые полусапоги и башмаки, имеющие множество пряжек и шнурков. Рыцари предпочитают им краги — высокие сапоги из мягкой кожи. Богатые отличились тем, что их обувь делается преимущественно из бархата, а дворянки отдают предпочтения изящным башмачкам с вышивкой и драгоценностями.
Главными аксессуарами служат пояса, перчатки, украшения и различные обереги. Перчатки вовсе считаются обязательным атрибутом, за исключением крестьянства. Они плотно обтягивают руку и обхватывают все предплечье. Особое пристрастие у знатных мужчин вызывают перстни, которыми они обильно украшают руки.
Наряды знати всегда сделаны из лучших, дорогих и удобных материалов, украшенных кружевами, орнаментальными вышивками и узорами. Для вышивки используют золотые и серебряные нити, пришивают жемчуг и драгоценные камни.
Независимо от статуса женщины носят длинные волосы. У замужних они обязательно покрыты — хотя бы частично — тканью или вуалью, у незамужних — открыты. Прически аристократок могут быть сложными и структурированными, унизанными драгоценностями и обручами.
Одежда сеймировцев и северных оборотней
⠀
Прибывшие в Риддемир народы постепенно приходят к той форме одежды, какая традиционно сложилась на этих землях, однако некоторые продолжают упрямо держаться старых привычек, наряжаясь в классические одеяния своих предков.
Их нательные рубахи сделаны из плотного льна или тонкой шерсти по подобию камизы, но более облегающего кроя. Верхняя рубаха свободнее, ее ворот, подол и рукава украшены тканой или плетеной тесьмой с орнаментом, а вырез скрепляют металлической застежкой, обычно бронзовой. В холодное время года поверх надевают безрукавки из шерсти, кожи или меха. Обязательным атрибутом является плащ, скрепляющийся фибулой; его короткая вариация называется фалдон, которая укладывается на плечи. У состоятельных людей плащи сделаны из волчьей или медвежьей шкуры с прорезями для рук и высоким воротником.
Сеймировцы и северные оборотни носят подштанники по типу брэ, а поверх них шерстяные штаны различной ширины в зависимости от потребности. В поясе часто делают кулиску со шнуром, чтобы их можно было подвязать, но встречается также вариант со шнуровкой. Утепляют ноги шерстяными гетрами, обмотками и носками.
Женская одежда повторяет структуру мужской, только обе рубахи доходят не до колена, а до щиколотки. Кроме того верхняя часть имеет облегающий крой и расширяется книзу. Вырез аналогично скрепляют застежкой или прикрывают платком. Поверх рубахи женщины обязательно надевают хангерок — длинный расшитый сарафан из ярких тканей.
Как и у южан, на талии сеймировцев находится пояс или ремень, удерживающий ножны и сумки. Пояса плетеные и тканые, украшенные орнаментом. Ремни кожаные с металлической пряжкой. На ногах носят кожаные туфли.
Длинные волосы считаются обязательным элементом, как у мужчин, так и у женщин. Свободные девушки носят их распущенными или заплетенными в несколько кос; замужние покрывают платком. Независимо от пола в прическах используют металлические зажимы, головные обручи, кожаные ленты и бусины.
Одежда южных оборотней
⠀
Терпимые к холоду и пронизываемому ветру южные оборотни все же предпочитают облачаться в теплые и не продумываемые одежды, заметно отличающие по стилю от повседневных нарядов людей.
Их нижние рубахи делаются не изо льна, а из крапивы, которую гораздо проще получить в той местности, где они проживают. Поверх нижнего облаченья надевается глухая, без разрезов кухлянка (куртка до колен с капюшоном и широкими рукавами, расшитая разнообразными узорами, лентами, кисточками и бахромой) из меха оленя или росомахи, к которому не пристает снег. К горловине кухлянки пришита широкая полоска из меха бобра или выдры, которая при откидывании образует высокий и теплый воротник. Также имеется нагрудник, выполненный из густого меха с вышивкой. И мужчины, и женщины носят штаны конагтэ, сшитые из шкур. На головы надевают меховые шапки и меховые налобные повязки. Из куска шкуры выкраивают рукавицы, соединяя одним швом. Их также украшают вышивками и мехом. На ногах — мягкие сапожки торбасы, крепящиеся ремешками, и шерстяные или меховые чулки.
Одежда полулюдей и Цус
⠀
Климат пустынь и островов отличается сухостью и жарой, поэтому проживающим там народам очень важно защититься от перегрева, ожогов, песчаных бурь и солнечных ударов. Для Цус не менее важно, чтобы одежда была не сковывающей, позволяла легко маневрировать на корабле и во время сражений.
Костюмы данных народов не столь замысловаты, как у других рас — это обычные свободные туники, называемые кандура, и распашные плащи аба с укороченными рукавами или без них, украшенные вышивкой и бусинами. Поверх туники при необходимости навешиваются доспех и ремни, удерживающие оружейные ножны, амулеты, мешочки и другие сопутствующие элементы. В прохладное время наряд дополняется зипуном — шерстяным халатом на тесемках.
Мужчины Цус и женщины обоих народов дополняют тунику сирвалью — шароварами, широкими штанами, доходящими до голени. Так как полулюдям нет необходимости скрывать ноги, они навешивают на бедра обычную повязку из ткани или кожи, в которую заправляется укороченная кандура.
В повседневной жизни и в праздничные дни спутницы полулюдей наряжаются более элегантно: в длинные платья абайи, укрывающие их с головы до пят. Данная одежда имеет такие эстетические детали как драпировка, замысловатая вышивка, вставки из кожи, украшения из бусин и даже жемчуга.
На голову повязывают куфию — большой узорчатый или однотонный платок. На ногах носят кожаные сандалии на ремешках и узелках.
Одежда эльфов
⠀
Мужской костюм эльфов состоит из дхоти (набедренной повязки, подворачиваемой между ногами) и льняной, хлопковой или шелковой рубашки, доходящей до середины икры, с пестрой каймой. Состоятельное сословие обязательно добавляет к своим нарядам узоры из золотых и серебряных нитей и различные украшения с драгоценными камнями.
Женщины особым образом оборачиваются в кусок очень длинной и яркой ткани (до восьми метров длиной), называемый сари. В дополнение к сари обязательно идет чоли — расшитый лиф с короткими рукавами или без них и горловиной разных форм.
Поверх основной одежды повязывается шаль с бахромой или пояс. К костюмам обоих полов делается нашивка, обозначающая принадлежность к Дому. Обувью им служат кожаные башмачки на невысоком каблуке. Украшения мастерят из кости, жемчуга, кораллов и драгоценных камней. Бедное сословие довольствуется изделиями из дерева и цветных камешков.
[hideprofile]